СТАТЬИ про СТИХИ

Литературоведческие статьи. Размышления о стихах и поэзии



 

скачать стишки про

 
загрузка...

STIHIPRO - это попытка сортировки поэтического творчества по различным жизненным темкам, в надежде помочь каждому желающему найти свой интерес в необъятных просторах поэзии.
 

ПРИКОЛЬНЫЕ СТИХИ

про любовь

про имена

про Гаврилу

про день рождения

про работу

про школу

про студентов

про науку

про музыку

про поэтов

про птиц

про животных

про насекомых

про напитки

новогодние стихи

СМЕШНЫЕ СТИХИ

про разное

 
Поздравления, смс приколы, розыгрыш

 

Поздравления с днем рождения

Поздравления с днем рождения

голосовые открытки любовь и дружба

Признания в любви и дружбе

голосовые открытки Работа и учеба

Работа и учеба

голосовые открытки Песня в подарок

Песня в подарок

Голосовые открытки, розыгрыши, приколы

Розыгрыши и приколы

голосовые Открытки на каждый день

Открытки дня

голосовые открытки Профессиональные

Поздравления по профессии

Поздравления к праздникам

Поздравления к праздникам

видео поздравления с днем  рождения

Видео-
поздравления на мобильник

календарь знаменательных дат, праздников
 
 

ТЕКСТЫ ПЕСЕН

Популярные песни

Песни о любви

ПЕСНИ из ФИЛЬМОВ

Песни к кинофильмам

Песни из мультфильмов

ВОЕННЫЕ ПЕСНИ

Армейские песни

Песни военных лет

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Русские песни

Застольные песни

ДЕТСКИЕ ПЕСНИ

  

 

Наш папа НОНСЕНС

стихи Нонсенс

Улыбнись, и всё получится!
 

 

© Copyright S 2007-2012

Google

Копирование без ссылки также не обязательно, как и позорно! Целуем :)
 
 



Эпатаж

 

            О сути, природе, цели (и т.д.) эпатажа можно много говорить, спорить (и т.п.) – и не родить истины в этом споре. Ибо мнения полярны и непримиримы, и суждения неизменно тенденциозны – по крайней мере, с точки зрения противоположного «полюса». Поэтому я, как человек, претендующий хотя бы на относительную объективность, хочу сразу оговорить: изрекать истину в последней инстанции не собираюсь; я всего лишь человек – со своими вкусами, взглядами и пристрастиями. Поэтому всё, что скажу, – это моя, глубоко личная точка зрения. И для начала сразу ее обозначу: я не люблю эпатажа, не симпатизирую ему, не принимаю душой, хотя рассудком вынуждена принимать как данность.
            Итак, начну с попытки понять противоположную точку зрения – так сказать, «идеологов» эпатажа. Да, эпатаж – это бунтарство, это протест, это гипертрофированная, гротескная, доведенная до абсурда (читай – цинизма) степень отрицания неких норм, почему-то претящих эпатирующему автору. Что ж, почему бы и нет, в конце концов? – нормы-то и впрямь могут быть чем-то косным и загнившим, пошлым и безвкусным – словом, «достойным оплевывания». «Мысль вашу, мечтающую на размягченном мозгу, как пьяный лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут...» и т.д. Кстати, цитата-то, можно сказать, из классика – и лет ей без малого сто.
           К чему это я? Нет, не к тому вовсе, что поэт, начинающий как «эпатажник», может в дальнейшем стать апологетом строя – отнюдь: я не перестала глубоко чтить Маяковского и считать его одним из ярчайших поэтов своего (и не только своего) времени. Я о другом – а именно: о том, что вот был футуризм – самое, наверно, эпатажное явление в литературе Серебряного века; что их манифест, даже само его название – «Пощечина общественному вкусу» – это, собственно, и есть формула эпатажа. Но какой смешной и наивной, почти милой, кажется сейчас, по прошествии девяти с лишним десятков лет, та задиристость – по сравнению с нынешней агрессивностью! Как часто бывает в истории, что-то повторяется, но в более грубых и жестких (что не означает – в более ярких) формах. Эпатаж эпатажу рознь. Те эпатировали иными средствами. Слова там всякие непонятные выдумывали и прочее – прямо-таки целомудрие: ни брани ради брани, ни грубого физиологизма и натурализма. Я не пытаюсь сейчас обсуждать роль, место, вклад футуристов в русскую литературу (хотя – много ли мы знали бы о тех же Бурлюке и Крученых, не будь они современниками и – на тот момент – единомышленниками Маяковского?)
           Но ведь вот что занятно: общественное-то мнение от их «пощечин» не больно пострадало. Ну, шокировали, ну, будоражили, ну, «сбрасывали с Парохода Современности» – а те-то, сброшенные, однако, не потонули. И вовсе не факт, что общественное мнение – это плохо уже потому, что оно общественное, то есть общепринятое.
            Но это я помаленьку перехожу к своему личному отношению к эпатажу, а именно – к тому эпатажу, который предлагается ныне, и в частности – рукописями, представленными на литературный семинар.
            Итак, протест. Против чего? Мне очень понятно объяснили: против той поэзии, которая по сути есть услаждение слуха. Признаю: я, очевидно, примитивна, консервативна, недостаточно «продвинута» и т.п. Но в самом по себе услаждении слуха как таковом я не вижу греха. Какое зло в гармонии? Почему плохо любить музыку, которая мелодична, и любить слово, которое музыкально? Зачем тогда стиху ритм и рифма? Да, я понимаю: одно только услаждение – этого мало. У стихов есть иные, скажем, функции – поэт сам для себя (и – через себя – для читателя) «расставляет приоритеты». И читатель, со своей стороны, расставляет. И лично я – как читатель, как человек, любящий поэзию и русский язык вообще; как личность, наконец, – предпочитаю, чтобы мой слух услаждали, а не оскорбляли. Спору нет, от избытка сладости может тошнить. Но помойка как альтернатива сладости меня не устраивает. Назовите это чистоплюйством – однако я предпочитаю иной термин: чистоплотность. Или даже, если угодно, брезгливость. Я считаю, что сквернословие (неважно, относятся ли скверные слова к «нормативу» с точки зрения филолога: от того, что какие-то из них вошли в словари, в обиход, в многочисленную печатную продукцию, они не перестали быть скверными, если оскорбляют) – так вот, я считаю, что сквернословие в литературе губительно, разрушительно для дорогого моему сердцу русского языка, что литература, опускающаяся до сквернословия, вольно или невольно поощряет сквернословие бытовое и общеязыковое, по крайней мере, дает ему индульгенцию. Поэтому протестовать против этого я намерена и буду.
            Я понимаю и то, что не литература – первоисточник языковых сдвигов в обществе, что не она повинна в обеднении, снижении, обескультуривании русской речи – она заимствует и отражает. Но – и участвует таким образом. Да, конечно: что есть, с тем и имеем дело. Но как человек пишущий, я вижу свою задачу не в слепом следовании этим сдвигам, а в попытке уберечь и сохранить то, что еще возможно уберечь и сохранить.
            Это один аспект. Теперь – что касается, так сказать, психологии эпатажа. Как врач, с психологией и психиатрией несколько знакомый, я совершенно отчетливо понимаю, что к эпатажности склонен определенный личностный тип: это чаще всего истероиды. Это совсем не обязательно патология (психопатия) – это может быть акцентуация характера или просто характерологическая особенность. А что есть истероидность? Это, в первую очередь, демонстративность. Я помню даже формулу, которой кто-то из ученых обозначал основные черты истероида: Э,Э,Э,ПИ. Три «Э» – это эгоизм, эгоцентризм и эксцентризм, «ПИ» – психический инфантилизм. Иногда к этим основным трем «Э» добавляют еще несколько: экстравертность, экстравагантность; я бы сюда же присовокупила эпатажность и экстремизм. И всё это, «обозванное по-научному», в народной речи имеет прекрасный и точный эквивалент: «выпендрёж». Так вот, прошу простить меня великодушно, я к эпатажу отношусь как к выпендрежу, он мне где-то по-жалкому смешон и, по большому счету, неинтересен.
            Почему я решила написать об этом? Всё просто: не так давно через мои руки прошло несколько рукописей юных авторов, уверенных, что их эпатажные творения – акт необычайной творческой смелости и новаторства. Возможно, с возрастом у них эта короста отшелушится, но я вполне допускаю, что этого не произойдет. Ибо, как бы ни различались авторы эпатажных опусов по почерку и степени одаренности, есть буквально во всех этих стихах нечто такое, отчего полюбить я их не смогу никогда. Это опять-таки личное, субъективное ощущение – но ощущение для меня совершенно отчетливое. Они холодны. От них не исходит ни тепла, ни любви к чему бы то ни было. Даже в лучших из них – много игры: порой ловкой, удачной игры – и очень мало души. Вероятно, авторы имеют на это право: поэзия многолика, и поэт (как сама же я декларировала выше) сам расставляет приоритеты. Но цинизм и равнодушие – явления одного ряда. Безнравственность и бездуховность – тоже. Даже при наличии одаренности. Не в этом ли корень и эпатажности, и сквернословия, и холода? Я человек, увы, не слишком набожный, но – не мною придумано: что не от Бога – то от лукавого...



Любовь Сирота (Дмитрова)

 

 



СТАТЬИ про СТИХИ

Стр.

123


 


 
 

 

 

 




 



Улыбнись, и всё получится!
 

 

 

скачать стихи про

Литературоведческие статьи. Размышления о стихах и поэзии
СТАТЬИ про СТИХИ
 
  

добавить в избранное

STIHIPRO.RU

СТИХИ ПРО

про ЛЮБОВЬ

про ДРУЖБУ

про ДРУЗЕЙ

про РАЗЛУКУ

Про ПРИРОДУ

про ВЕСНУ

про ЛЕТО

про ОСЕНЬ

про ЗИМУ

про НОВЫЙ ГОД

про ДЕДА МОРОЗА

Про ШКОЛУ

про УЧИТЕЛЕЙ

про СТУДЕНТОВ

про МАТЕМАТИКУ

Про ДЕЛА

про РАБОТУ

про ПРОФЕССИИ

Про ЖИЗНЬ

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

про АНГЕЛОВ

про ИМЕНА

Про СЕМЬЮ

про МАМУ

про ПАПУ

про БАБУШКУ

про ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЕ СТИХИ

про ДЕТЕЙ

про ЖИВОТНЫХ

про СОБАК

про КОШЕК

про ЧУДЕСА

Про ЖЕНЩИН

про МУЖЧИН

про ДЕВУШЕК

Про ЖИВОТНЫХ

про СОБАК

про КОШЕК

про ПТИЦ

Про РОДИНУ

про АРМИЮ

про МОСКВУ

про МОРЕ

про ГОРЫ

про СПОРТ

про МУЗЫКУ

про ПОЭТОВ

О проекте Стишки

Книги стихов

Стишки - контакты

Тексты песен


 

СТИХИ ПРО

 
как научиться рисовать